?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 July 2010 @ 01:23 am
МЕЧТА НЕ БЫВАЕТ НАПРАСНОЙ (Памяти Тули Капферберга)  
МЕЧТА НЕ БЫВАЕТ НАПРАСНОЙ
(Памяти Тули Капферберга)

"кто спрыгивал с Бруклинского моста, это действительно было, и уходил прочь неведомый и позабытый в призрачное ошеломление Чайнатауна улочки из харчевен и пожарные машины — и ни одного бесплатного пива..."
(Аллен Гинзберг)


12 июля ушел из жизни Тули Капферберг. Признаюсь, я думал, этот человек бессмертен. Ему было 86 лет. Будучи старше Гинзберга на три года, Тули пережил его на тринадцать лет. Более полувека назад он вошел в историю литературы как поэт-битник и один из персонажей, упомянутых в поэме его друга, ставшей главным литературным памятником Америки 1950-х. «Вопль» Аллена Гинзберга изменил жизнь многих. До сих пор, несмотря на во многом удавшуюся (по крайней мере, в странах «первого мира») апроприацию буржуазией смыслов борьбы за сексуальную либерализацию и демократизацию выражения, откровенность и эротизм этой поэмы продолжают нести свой освободительный импульс. «Свят Ангел что в Молохе!» Репрессивная десублимация и обесценивание «Воплю» оказались не страшны, даже факт вхождения к 1980-м в культуру американского истеблишмента самого Гинзберга, сбрившего бороду и одевшего цивильный буржуазный костюм вместо былого хиппово-индуистского прикида, не меняет сути дела. Произведение и автор продолжают жить автономно.

Тули Капферберг – часть славной истории движения битников, их мифа и их литературы, он действительно прыгал с Манхэттен Бридж… Однако лаврами героя 1950-х он не ограничился. Наступили еще более интересные шестидесятые. Жизнь Тули в эту эпоху связана с The Fugs - рок-группой, созданной им и другим поэтом-леваком из Ист-Виллиджа по имени Эд Сандерс в начале 1965-го. Оба не умели играть ни на одном музыкальном инструменте, однако идея совместить энергию музыки The Beatles или The Rolling Stones с радикальной поэзией, связанной с культурой beat generation, выглядела более чем заманчиво. Тули уже перевалило за сорок, Эд был младше на 16 лет. Еще до создания The Fugs – в начале 1960-х - Сандерс издавал журнал с характерным названием “Fuck You – a Magazine of the Arts”, предвосхитившим во многом будущую контркультуру. Среди прочего в этом журнале печатались и стихи Тули.



К Тули и Эду присоединился ударник Кен Вивер и два музыканта из Holy Modal Rounders – Стив Вебер(гитара) и Питер Стемпфел(скрипка). Название группы придумал Тули: им стало слово-эвфемизм (или проще - старый-добрый fuck с замененными буквами), использовавшееся Норманом Мэйлером в «Нагих и мертвых». Уже в названии группы читалось ее отношение к порядкам истеблишмента. В те времена в США за публичное произношение fuck грозил, чуть ли не тюремный срок. The Fugs сознательно балансировали на грани. Напомню, что в 1960-е американские новые левые будут проводить целые кампании за свободу использования «запретных» слов, против ханжеских предрассудков, и Капферберга с Сандерсом можно рассматривать пионерами этой борьбы. Первые выступления группы, скорее являвшимися хепенингами, чем просто музыкальными концертами, проходили в небольшом книжном магазине Эда “Peace Eye Bookstore”, а также в кофейнях Ист-Виллиджа. The Fugs быстро стали одной из самых интересных и необычных рок-групп Восточного побережья.

Политическое самоопределение Тули произошло в далеком детстве – во времена Великой Депрессии – еще, будучи ребенком, он стал считать себя коммунистом. Позже, обучаясь в старших классах школы в Нью-Утрехте, где было полно детей рабочих-иммигрантов, его радикализм лишь усилился, постепенно развиваясь в сторону своеобразной смеси марксизма и анархизма. Нет ничего удивительного, что в 1960-х The Fugs стали одной из самых политически ангажированных рок-групп. Политизированность и радикальность текстов и представлений группы стремительно возросла с началом Вьетнамской войны. Это чувствуется при прослушивании, вышедшего в начале 1966 года второго альбома The Fugs, помимо молодых радикалов, также привлекшего внимания ФБР, результатом чего стал запрет на ряд выступлений группы в Нью-Йорке.

На этом альбоме (на мой взгляд, лучшем) особенно выделяются две песни – “Kill for peace” и “Doin` all right” - несложные в музыкальном отношении, но необычайно живые, провокационные и сатирические. Фраза из второй песни “I`m not ever gonna go to Vietnam, I prefer to stay right here and screw your mom” стала одной из ходовых пословиц американского антивоенного движения. “Kill for peace”, написанная Капфербергом, - задорная антиимпериалистическая сатира, стеб над шовинистической истерией, замечательная веселая pigs-off песня.

…If you don't kill them
then the Chinese will
If you don't want America
to play second fiddle,
Kill, kill, kill for peace
Kill, kill, kill for peace
If you let them live
they might support the Russians
If you let them live
they might love the Russians
Kill, kill, kill for peace
Kill, kill, kill for peace…
The only gook an
American can trust
Is a gook that's got
his yellow head bust.
Kill, kill, kill for peace…


В октябре 1967-го члены группы The Fugs принимали участие в знаменитой осаде Пентагона вместе с многотысячной толпой хиппи и битников, пацифистов и леваков. Вслед за Super Joel Тули и Эд вкладывали в дула солдатских винтовок гвоздики. Вместе с диггерами из Сан-Франциско и Алленом Гинзбергом проводили сеанс экзорцизма. Расположившись напротив Пентагона, они скандировали: «Изыди, демон, изыди!», проклиная империалистическую нечисть, развязавшую очередную бойню. The Fugs стали по сути "партийной" группой зародившегося в то время движения йиппи (йиппи – партия, в смысле любителей хороших parties), смеси хиппи и новых левых, психоделических марксистов или кислотных большевиков. Как вспоминает Эд Сандерс, группа провела тогда более 50 рок-концертов с целью сбора средств для Сопротивления. Культура и рок-музыка не существовали отдельно от политической борьбы.

Среди прочего буржуазная пресса регулярно обвиняла The Fugs в «пропаганде употребления наркотиков». Действительно, в репертуаре группы содержаться сатирические песни с такими названиями как 'Tune In Drop Out' или 'I Couldn't Get High'. Однако, являясь сторонниками легализации марихуаны, участники группы резко выступали против сильных наркотиков, таких как героин. Эд Сандерс вспоминает, что когда от heroin overdose умерла Дженис Джоплин, с которой у него были дружественные отношения, он поклялся рассказывать людям, как можно больше и подробнее, об опасности героина. На самом деле, известно, что героиновому бизнесу, особенно в кварталах населенных чернокожими, активно оказывали поддержку люди из ЦРУ: вымирающие зависимые junkies были гораздо менее опасны ведущих организованную борьбу «Черных Пантер». Этот момент, если помните, неплохо отражен в фильме Марио Ван Пиблза «Пантера».

В 1967 году вышел альбом “Virgin Fugs”, в основном состоящий из переработок ранее записанных песен. Теме своих взаимоотношений с американскими спецслужбами группа посвятила песню “CIA Man”. В 1968-м появились сразу два альбома группы “Tenderness Junction” и “It Crawled into My Hand, Honest”, также дважды (весной и осенью) года группа ездила с гастролями в Европу. Однако внутри The Fugs в течении всего 1968-го назревал кризис, который в начале 1969-го привел к распаду группы. Эд вернулся к работе в Peace Eye Bookstore и занялся написанием книги об истории «семьи» Чарльза Мэнсона. Тули продолжил свои поэтическо-музыкальные эксперименты с новой группой “Revolting Theather”, в 1971 году он также засветился в фильме югославского режиссера Душана Макавеева «В.Р.: Мистерия организма» - Вилли Райх и следы его идей довольно часто встречаются в стихах Тули.

Спустя 15 лет в 1984-м Эд и Тули воссоздали The Fugs и даже выпустили несколько альбомов с новыми песнями, в том числе с политическими, посвященными U$A эпохи Рейгана. Понятно, что этот «рок-н-ролл» 50-60- и даже 70-летних музыкантов звучал и воспринимался уже несколько по-иному. Однако от своих радикальных политических взглядов ни Тули, ни Эд не отреклись. За это они заслуживают уважения. Тули и в 1990-х продолжал писать политические стихи-песни, с примерами которых можно ознакомиться ниже. Читая эти тексты сложно поверить, что они писались человеком, которому перевалило за семьдесят. Современным панк-группам можно было бы многому научиться у Тули…

В одном из интервью восьмидесятилетнего Капферберга спросили, не думает ли он, что «идея 60-х» о честной и открытой жизни была всего лишь выдумкой или сновидением. «Это не первый раз», - ответил Тули, - «Я помню мечту 30-х, что умерла в 50-е. Другая мечта, родившаяся в 60-х, умерла в 70-е. Это давняя история. Но ничего не бывает напрасным. Ни одно послание не пропадает полностью»…Тули Капферберг действительно старел и менялся, но, к счастью, своих идеалов он так и не предал…Голос, пусть проигранной, но революции, также не был напрасным. Его не забудут, не продадут и не потеряют…

You can't miss me,
I look a lot like Jesus Christ
I'm gettin' mine...
I'm doin' all right…




Михаил Ларинов,
Воронеж, июль 2010